Wednesday, March 27, 2013

(Im)perfect bodies


(Не)совершенные тела в Древней Греции

Древнюю Грецию населяли совсем не Х-men, не Ники Самофракийские и не Венеры Милосские. Математически выверенная Поликлетом скульптурная красота человеческого тела, конечно, ничего общего с реальными телами не имел. По сравнению с совершенством греческой скульптуры обычные тела обычных греков выглядели скорее гротескно.
Никто не идеален. Даже греки.
И все же, столь массового, как сегодня, рвения достичь идеальных пропорций не было, равно как не было в действительности и однозначного отвержения всего, что нормам красоты не соответствовало. Несовершенные тела, всякая деформированность, «уродство» не классифицировались как патология. «Патология», как и «нормальность», как таковые еще не изобретены, а словарь физических «некрасивостей» греков описывает их слишком общо и неопределенно, чтобы мы могли без колебаний перечислить те телесные недостатки, которые в глазах грека могли быть дефектом, а то и уродством, само по себе являющимся достаточным основанием для исключения его обладателя из жизни сообщества.

Поэтому не стоит слишком доверять социальными утопиям Платона и Аристотеля и Плутарховому образу идеализированного прошлого, где является желательным или постулируется как факт избавление от физически неполноценного новорожденного.

По свидетельству Плутарха, инфантицид практиковали жители Спарты.
Детей сбрасывали в ущелье на горе Тайгет, эвфемистично
нарекая место Апотетай («Хранилищем»).

И все же, нельзя отрицать существование у греков мэйнстримных представлений о «норме» и о красивом теле, поскольку нам известно о конкурсах женской красоты и о подобных же состязаниях среди мужчин, проводившихся в Аркадии, Элиде, на островах Лесбос и Тенедос, а также в Афинах, где эти состязания назывались эвандриями и были призваны выявить «профпригодность» участников к военной службе. Можно упомянуть и о так называемых эрастических агонах — соревнованиях взрослых мужчин за самых красивых мальчиков-возлюбленных (эроменой). Юноши считались красивыми (и пригодными для педерастических отношений со взрослыми) до тех пор, покуда на их скулах не появится первый пушок и на бедрах волосы.
Аттический красно-фигурный килик с надписью «Клеомел красивый».
Юный Клеомел («с прекрасными членами») практикуется в палестре в метании диска.
Около 510–500 до н.э.
Лувр G 111

Олимпийские игры — апогей коллективного опыта возвышенного, граничащего с религиозным опытом, - наслаждения от созерцания красоты и блеска атлетов (умащенные маслом, их тела сияли под солнцем) — героев, равных богам.
Чернофигурная амфора с изображением 
кулачных бойцов, ок. 336 до н.э. Источник: © TheTrustees of the British Museum

Ты красив, если ты нормальный. Всякое нарушение, отклонение от нормы — физической, моральной, социальной — чревато исключением. Неказистого хромого Гефеста сбрасывают с Олимпа так же, как избавляются от физически неполноценных детей в древней Спарте.

Гефеста называют то хромым, то косолапым. Что не мешает
видеть в нем и «гипермобильного»
Würzburg H 5352

Маленькому Эдипу-«пухлоногому» прокалывают сухожилия, что указывает на вину его отца Лаия; Эдип же, будучи тираном, выкалывает себе глаза — уже в знак собственной вины, как муж собственной матери и отцеубийца, навлекший на Фивы эпидемию чумы.

Красивое тело — это, в первую очередь, тело мужское, «богоравное» или «подобное богам», источающее блеск, силу, молодость и... статусность. По Аристотелю, женщина —- неполноценный мужчина, монстр в зародыше, этакий teras, легкая степень уродства. Однако этот терас прекрасен, если живет незаметно в тени гинекея лелеющего бледность и слабость женского тела.
В греческой вазописи женщины часто изображены белокожими.
(Надпись: «Эрос прекрасный»)

Неоднозначно отношение в Античности и к такой разновидности teras, чудовища, как андрогин/гермафродит — к женственным мужчинам, в силу своей природы не отдающие предпочтение ни одной из двух социальных ролей (либо мужской, либо женской), и потому считающиеся гибристичными (дерзкими) персонажами. Если ты мужчина и грек называет тебя андрогином, скорее всего, он хочет тебя оскорбить. На современном гомофобном языке это звучало бы так: «ты педик». Этих женственных мужчин, бывало, кастрировали и использовали как евнухов.
Так называемый Вакх-Гермафродит
копия 2 в. н.э. (?) греческого оригинала 4 в. до н.э.,
приписываемого Праксителю
Археологический музей Неаполя
(с) * Karl *

Одним и тем же словом греки называют уродливое и постыдное, что отсылает к положению в обществе и ко нраву, этичности человека, а вовсе не непременно к его физическому облику. Как правило, последний как бы «подтягивается» вслед за статусом. Так, стыдно и некрасиво быть простолюдином. Единственный «уродливый» герой «Илиады» - лысый, хромой горбун Терсит, потенциальный революционер, человек низкого происхождения, осмеливается поднять голос на боссов-аристократов, на «наилучших», за что был побит и принужден к молчанию Одиссеем. Терсит, не имеющий права на голос, но постоянно претендующий на него, — урод.
Лысыми (некрасивыми) изображаются порой и варвары.

Красота — не данность, а категория, позволяющая селекционировать лучших и отсеивать особей низкого качества. Красивое тело грека — не только и не столько Поликлетов канон, выверенные пропорции и симметрия. Даром, что чересур длинные ноги Перикла были предметом шуток его противников. Красота — в качествах гражданина полиса и воина — доблести, мужестве, воздержности. Пожалуй, войны — наилучший индикатор лучших. Архаическая греческая мораль говорит: ты красив, если твоя смерть красива. А смерть прекрасна не иначе как на поле боя. Прекрасны мужи, погибшие на войне в расцвете сил. Архаические статуи куросов — это словно аватары погибших воинов, богоподобных героев, как бы постфактум — post mortem — демонстрирующие их юность и красоту, хотя на самом деле воины могли быть и хромыми, и левшами. Красивый / уродливый, хороший / плохой — всё это оптика, в большой мере растущая из греческой гражданской идеологии.

Так называемый Аполлон (или курос) Тенейский
коринфский курос с архаической улыбкой, ок. 560–550 до н.э.
Найден в месте древнего некрополя Тенеи.
Мюнхенская глиптотека

No comments: